Сегодня вряд ли встретишь человека, который хотя бы раз в жизни не испытал молитвенного чувства  душевного подъёма и благодарности Богу за участие в  крестном ходе. На кикнурской земле  их немного: преподобному Матфею Яранскому, святому пророку Божию Илие, святой равноапостольной мироносице Марии Магдалине – все они нами любимы, дороги и святы.

           Вот и ныне, 4 августа, вопреки непогоде, в день памяти святой жены-мироносицы Марии Магдалины, по благословению  иерея Михаила Крюкова, на вновь освящённом Казанско-Богородицком приходе села Макарья,   после Божественной литургии, состоялся Макарьевский крестный ход  к месту  обретения  иконы  жен-мироносиц, водосвятный молебен у тщанием прихожан построенной часовни.

            Макарьевский крестный ход,  по местному летоисчислению,  старинный, он – почти ровесник пришедшего в эти глухие лесные земли Православия.  Рассказывают, что случилось  сие событие в конце ХVIII века – точная дата из-за давности лет местным населением забыта, но удивительная история до сих пор жива и передаётся из поколения в поколение.  В наши дни она обрела новую  окраску: с  конца 90-х годов прошлого века, 4 августа, в день памяти святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины, местным населением возобновился и ежегодно проходит  Макарьевский крестный ход к источнику и часовне, одиноко стоящей на  крутом безлюдном берегу речки Пижаньи.   Часовня  построена на пожертвования  благотворителей   у  Ипатьева Столба,  места  затворнической жизни и молитвенного подвига благочестивого крестьянина деревни Панчурги  Ипатия. Дивным, сказочным домиком прилепилась часовенка к могучим тополям, возвышающимся над молодой порослью берёзок и сосёнок, тесным хороводом  окруживших её.

        Кто же он такой, Ипатий,  и за что удостоился среди односельчан таких почестей? Предание гласит, что между марийской деревней Панчургой и селом Макарьем, в пойме лесной речки Пижаньи, когда-то бил из земли небольшой источник -  родничок, «ключик». К нему в жаркую страдную пору приходили люди  испить студёной водицы, отдохнуть в прохладе и чистоте, а зимой местные женщины на санках возили на «ключик» бельё полоскать – всех родник очищал и всем служить был готов.  Однажды у родника крестьянину деревни Панчурга Ипатию (предание сохранило только имя)  явилась икона святых жен-мироносиц. Обретённую святыню  Ипатий перенёс на возвышенное место, устроил на вкопанном в землю столбе,  построил рядом небольшую избушку-келию и поселился в ней. Долгие годы  провёл Ипатий в уединении, ведя тихую затворническую  жизнь. Ничто не нарушало его молитвенного делания, лишь шорох  луговых трав и цветов, пение лесных птиц да  шум ветра, журчание чистых родниковых вод и  редкий гость беспокоили Ипатия.  Пост  и  усердная молитва были его верными  союзниками на пути к Богу. 

        Но молва идёт впереди человека: к Ипатьевому Столбу – так прозвали люди это место –  стало приходить много народа из соседних сёл и деревень. Все они брали воду из святого  источника, окропляли ею поля и жилища, применяли при различных болезнях.  Стали ежегодно совершаться местные крестные ходы, было это  в третью неделю по Пасхе, в день памяти святых жен-мироносиц, шли  с иконами и хоругвями, особенно при засухах или продолжительных дождях, при эпидемиях и массовом заболевании домашнего скота.  Часто на источник приезжали священники из близлежащих соседних приходов,  Благовещенского, Кокшагского, Краинского, Петровского (Чернушка), служили молебны, крестным ходом обходили Панчургу и  крестьянские посевы. И за всех усердно молился Ипатий, за всех ставил свечку святым женам-мироносицам, Божией Матери и Отцу нашему Небесному как при жизни, так и по кончине своей…

       Было время, когда крестьяне Панчурги неоднократно просили разрешения на постройку церкви у  родника, но всегда получали отказ от жителей починка Старая Пижанья, коим данная земля принадлежала (починок был образован русскими переселенцами из Вятской губернии Орловского уезда в 1829 г.).  А в 1852-м, «отделённые от села Ошминского (Кикнура), прихожане составили приговор об открытии нового прихода с центром в Макарье  (Пижанье); то были починки Макарьевский, Леушинский, Безденежный, Верхоустинский, Грековский, Пижаньский, Старый Щербаж, Ардамашка, Вятский, Сосновский, Кармановский (Новый Щербаж), Зверевский, Ключевский, деревня Памшурга и другие. В 1854 году прихожане нового Макарьевского прихода построили деревянную церковь, частию на казённые средства, частию на пожертвования от прихожан; храм построили однопрестольный во имя Пресвятой Богородицы Казанской». С того времени  спор между жителями  Старой Пижаньи и Панчурги  прекратился, и крестный ход к источнику стал общим, родным для всех.

        Шли годы. Со временем обветшалый столб сгнил, икону мироносиц    прикрепили к стволу рядом растущего тополя, да и домик Ипатия рассыпался в прах. Но люди отовсюду продолжали идти к святому роднику и месту пребывания чудотворной иконы за утешением,  многие по своей вере и  молитвам получали просимое.

         В период гонений на Православную Церковь икона жен-мироносиц бесследно исчезла, но паломничество к Ипатьевому Столбу не прекратилось: на стволе тополя засияла икона Владычины нашей Богородицы, именуемая Казанскою –  святое место продолжало дышать  молитвой, надеждой на помощь и спасение. Особенно остро это ощущалось во время закрытия, а потом, в 1950-х годах,  поругания и разрушения Казанско-Богородицкой каменной трёхпрестольной красавицы-церкви, построенной на месте первой,  деревянной,  в 1870-77 годы.    Ипатьев Столб стал единственным местом в округе для моления верующих:  годы безбожия и атеистических идей не смогли погасить  в памяти людской тихий огонёк свечи местного молитвенника и ходатая Божия Ипатия.

         В 1980-х  гг, во время проведения мелиоративных работ, источник был засыпан землёй, но вскоре вновь пробился на Божий свет, и уже в нескольких местах. А там, где стоял домик  отшельника, люди стали замечать необычное явление: горящую свечу, но, когда подходили ближе, свеча исчезала. По сей день, утверждают местные, это явление наблюдается.

         Молитва отшельника, по-видимому,  была пламенной, всегда доходила до Бога, об этом сохранилось немало свидетельств. Зафиксирован следующий.   Двое 12-летних подростков из Панчурги, Михаил и Николай, забрались на заброшенную ветхую деревянную геодезическую вышку, стоявшую неподалёку от Ипатьевого Столба. Ребята знали, что находиться на ней было крайне опасно, но детской игре неведом  запрет. Вдруг дети увидели в воздухе человека в белых одеждах, несколько раз подлетал он к вышке.  Испугавшись, шалуны быстро спустились на землю и в страхе убежали домой, рассказав об увиденном родителям. А на следующий день вышка рухнула. По-видимому, ангел-хранитель таким образом предупредил детей об опасности.

         Много и других историй связано с этим местом. Поучительна следующая. «Двое охотников,  когда возвращались домой, проходили мимо тополя с иконой. Забавы ради один из них выстрелил из ружья в святой образ. Вскоре оба они закончили  земную жизнь, удавившись. Умерли и все их родственники. Как видим, Бог поруган не бывает». На стволе одного из трёх тополей, стражами возвышающимися над часовней,  по сей день   явственно виден след отросшей коры на месте некогда  находившийся иконы.

        Тихо и покойно было  у  Ипатьевого Столба,  когда  мы, крестоходцы села Макарья, поселка Кикнур, деревни Панчурга и гости,  крестным ходом подошли к  часовне.  Соборно помолились  Богу, отслужили водосвятный молебен, испили студёной ключевой водицы, затеплили свои восковые свечки за всех страждущих, за всех нуждающихся в помощи, как некогда это делал благочестивый отшельник Ипатий.   

         Господи, спаси, сохрани и помилуй  нас всех!

 

Шамакова Валентина, Благовещенский приход пгт. Кикнур.

 

В написании статьи использованы архивные данные краеведов иерея Владимира Васильевых, Свинцовой Людмилы Михайловны, рассказы местных жителей.