11Моя биография проста. Родилась в 1946 году  в  деревне Кушнур  Кикнурского района  в  простой крестьянской семье.  Учитель по профессии.  Два года проработала  в  Потняковской  восьмилетней  школе. В 1967 году была принята корректором в районную газету  «Сельские огни». Через  полгода  стала  литературным  сотрудником, а с 1979  по 2002 год  - ответственный секретарь  этого издания.  На пенсии.

Член Союза журналистов России.

 Стихи и небольшие литературные произведения «складывались» в моей голове еще в детстве.

   Нередко спрашивают, где  беру темы для  своего творчества. Стихи  приходят  «сами по себе».   Иногда на написание их и  прозы  «наталкивают»  внезапные знакомства,   встречи,   наблюдения  за людьми,  природой,  животными.

  Интересна  мне и тема православия.

   Изданы два  сборника моих стихов: « В моих стихах душа моя…»  и « Мне дорого все то, чем я живу».

                                           

                                                                       Людмила Жукова

 

                                            В памяти народной

          Душенька

 

 Свои похороны она предсказала за три дня до смерти и подробно рассказала,  как они пройдут. 

 

4001 Об этой удивительной женщине я узнала от своей мамы Татьяны Михайловны Жуковой. Она рассказывала  мне, как  работали они, солдатки, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,   как  ждали весточек от своих мужей- фронтовиков.

 

- Помню, долго не было писем от твоего отца,- сказала она, - и мы,  молодые женщины, Люба Журавлева, Лиза Зверева и я, пошли в деревню Большая Люя к монашке - провидице  Душеньке. По пути заглянули к отцу Лизы в деревню Крутовражье.

 - Да что она может знать,- скептически сказал он.

Но мы, несмотря на возникшие  сомнения,  пошли.

   Нашли домик, зашли, помолились на иконы с зажженной лампадой. Стоим у порога, никто к нам не выходит. Присели на скамеечку  у порога, ждем. Через несколько минут  появилась из кухоньки женщина, одетая во все черное и спросила,  что привело нас к ней. Объяснили.

 -   Ничего не знаю, - ответила она,- и, повернувшись, ушла   за перегородку.  Стоим, не зная, что делать.   Вдруг  с печи   спрыгнула  кошка и когтями  вцепилась Лизе в палец. Побежала кровь.  Вышла Душенька, перевязала палец и отправила нас  восвояси.

  Вскоре Лизе пришла похоронка на мужа.

Закончилась война, фронтовики начали возвращаться домой, а от твоего отца   не было вестей. Тогда я решила  пойти  к Душеньке одна. Встретила она меня приветливо, спросила, о ком болит мое сердце. Рассказала.

- Не беспокойся, - ответила она, - на  вторую войну  он не попадет.      (В то время Япония    развязала войну с нашей страной). Скоро вернется домой. Так  и вышло. Вот  тогда-то   я и  поверила в ее предсказания.

 

Меня заинтересовал  рассказ мамы, и я решила подробнее узнать об этой женщине. Пытаясь найти   какие-то   сведения о ней.   Вот что мне удалось узнать.

 

 2001Из материалов Кикнурского бюро ЗАГСа выяснила, что родилась

Евдокия Филимоновна Мокерова в деревне Большая Люя, (ныне   Потняковского  сельского поселения  Кикнурского района)  в 1863 году в семье Мокерова Филимона. Было у него трое детей - Семен, Сергей и Евдокия. Деревенские ребятишки  считали  девчушку  « не от мира сего» ,  часто обижали. Братья   защищали ее.  Дуня не участвовала в  детских играх, а в свободное время, стоя перед иконами, молилась, свято веря в Божью силу. Не изменила она своим принципам и, став взрослой.

 Бывало,  заходила в тот или иной дом и, не говоря прямо, намеками, сообщала о той или иной беде, которая может в нем произойти.  Люди стали замечать, что  предсказания  Дунюшки  сбываются. Молва о ней   стала разноситься по все округе и даже за ее пределами.

  Но мирская жизнь не устраивала  девушку, она хотела быть рядом с     людьми,  глубоко верующими в Бога, решив уйти в монастырь.

 (В какой  именно Яранского  района  мне пока не удалось узнать )  

  Когда началось   разорение  обителей, Евдокия и ее подруга по монастырю  Анна Ивановна Голубева  вернулись в Большую Люю. Иигумен монастыря, где жили женщины, связался с настоятелем Крестовоздвиженской церкви  села Потняк  отцом Алексеем и попросил его позаботиться  о своих подопечных.  Священник  поговорил  с  братом Евдокии Семеном и тот, организовав мужчин деревни, построил для  сестры небольшой  домик- келью на  своем огороде.

 Анна Ивановна прожила с Евдокией недолго. Заболев,  умерла. Похоронили ее на Потняковском кладбище.  Тогда Евдокия пригласила к себе  жить  послушницу Знаменского монастыря  Ксению.

  Житель села Потняк  Александр Семенович Журавлев, живший в то время в деревне Большая Люя,  хорошо помнил  этих женщин и домик, в котором они жили.

 Вот что  он рассказал.

- К ним постоянно приходили люди.  Евдокию  сначала все называли Дунюшкой,  потом   имя  постепенно перешло в Душеньку и  прочно закрепилось за ней. Помню рассказ Ксении Семеновны, фамилию, к сожалению забыл.  Пришла она к Душеньке  и пожаловалась, что  сосед Павел отрезал от ее участка метр земли, пригородив к своей.

- Не переживай,- сказала та, - скоро вся земля будет твоей.

  Вскоре Павел уехал с семьей в Ростовскую область, Ксения купила его дом,  и  приусадебный участок  соседа перешел к ней.

 

2002-Лидия  Журавлева  из деревни Крутовражье    с   Николаем Зверевым  решили   соединить свои судьбы, зарегистрировав  брак в сельском Совете. Но что-то  неспокойно  было  на душе у девушки.

-Уговорила я тогда Колю сходить к  Душеньке, - вспоминает Л.И. Журавлева,  жительница  г. Йошкар-Олы.-  Но муж не зашел к ней в домик, остался   в сенях.

-Пригласи его  сюда,- сказала провидица.

Она поставила нас перед иконами  и  начала читать заупокойную молитву.  Мы были в шоке.

 - Ничего не поделаешь, раз расписались,  значит, такова твоя судьба, Лидия, - сказала она на прощание.

 - В 34 года я стала вдовой, муж попал под трактор, оставив на моих руках шестерых детей. Тогда- то я и поняла, что имела в виду  Душенька.

 

 3001А это рассказ  жительницы Большая  Люя  Зои Семеновны Зверевой.

  -Встретила она мою маму  и говорит: «Иду по деревне, сидят три   голубки  и  тревожно  воркуют,   беду чуют».  

  Не прислушалась тогда мама к ее словам, а надо бы. Беременна она была четвертым ребенком, решилась на аборт, но   не смогла  оправиться от него. Слегла и умерла, отставив нас трех  дочек  без матери. Отец привел в дом мачеху, натерпелись мы горя.

А этот случай уже касается меня, - продолжила Зоя Семеновна.-

Стала я одно время прихварывать. Уже  замужем была, троих детей имела. Пошла  за советом к Душеньке.

-- Сними  жилеточку,- сказала она.  Взяла ее в руки, налив  на ладонь   немного одеколона,  и громко произнесла : «Все болит, болит, болит…» . Потом  сбрызнула  меня одеколоном и сказала: « А сейчас все прошло».  Вскоре я выздоровела.

-Вспомнила   еще один случай, послушай,- сказала она З.С. Зверева, поправив беленький платочек на голове.

  - Не пришла с пастбища наша корова. Семь дней искали, не нашли. Пошли к Душеньке.

- Ждет она вас у поля. Пусть Семен съездит и заберет ее.

  Привел   отец корову домой.

 Случилось это во время войны. Скот  пасли в лесу. Вечером корова Елены Мокеровой не пришла домой. Поискали,  поискали, пришли к т. Дуне.

  -  Она под грудой сучьев в лесу,- сказала та.

Нашли  ее мертвую, придавленную деревом.

  Если приносила  Душеньке  что- то съестное многодетная  женщина, та  всегда говорила: «Зачем принесла, твоим детям  это  нужнее, чем мне, забирай обратно ».

Люди удивлялись, как она могла знать об этом, если видит женщину впервые.

   А эти строки из рассказа Нины Гавриловны Лаптевой, жительницы села  Потняк.

-Пришли к Душеньке женщины из деревни Николаевские, что  в Яранском  районе - Ольга и Агафья. Аграфене она ничего не предсказала, а Агафье дала три кусочка сушеной свеклы.

Идите с Богом, только и сказала провидица им на прощание. К Агафье судьбе оказалась благосклонной, а вот  Ольга от   бед  и несчастий    покончила с собой.

  Из деревни Изидоры  пришла к Душеньке Евдокия и спросила: « Что   делать, зовет к себе дочь в Новокузнецк  жить, а мне не хочется уезжать от  родных мест?»

-Поезжай и как можно скорее, ты там будешь очень нужна, - ответила  она,  дав на прощание  мелко нарезанные кусочки сушеной свеклы.

  На следующий день, после приезда Евдокии в Новокузнецк  ей сообщили, что в шахте, где работала дочь, произошла   авария , и  молодую женщину изрезало на куски. Евдокии   пришлось заняться воспитанием внучки,   у дочери мужа не было.

   Мать жительницы села  Потняк  Юлии Павловны   Богатыревой  пришла к монахине, чтобы узнать о судьбе мужа, воевавшего на фронте Великой Отечественной.

 Душенька взяла две лучинки и  наложила   одну на другую.

  В дом пришло сообщение, что Павел пропал без вести.

   Наведалась к ней и жительница села Цекеево  Мария  Васильевна Михалева.

- Что-то давно от мужа с фронта нет писем, - сказала она.-  Жив он или нет, не знаю.

- Лодка плывет, скоро причалит к берегу, а кругом кровь,- сказала провидица. -  Весточка скоро  будет.

 В дом  Михалевых принесли похоронку.

 К Любови Николаевне Журавлевой, живущей в деревне Крутовражье , я  наведалась осенью.

- Мы с  сестрой моей  Глафирой   надумали уехать из деревни,   пошли за советом  к Душеньке, -   начала  она.

- Ты, Люба, оставайся в деревне,-  сказала  мне провидица,- а сестра пусть едет.

 Глаша  живет в Кирове, а я всю жизнь  на родине  и довольна этим, - закончила женщина свой рассказ.

 

 33 Эти строки из воспоминаний Клавдии Ивановны Журавлевой.

-Шел 1948 год. Жатва, жара, я пришла домой вся в поту и напилась холодной воды. Заболела. Состояние было очень тяжелым, думала конец мне пришел.  Собралась с силами и пошла к т. Дуне.

  Она посмотрела на меня и сказала: « Возьми немного  перца горького, положи туда чуть- чуть  полыни, соцветий хмеля, немного воды и поставь томиться в печь.  Потом добавь  мед, водку  и поставь в теплое место для брожения. Пей понемногу.

Я все так  сделала и выздоровела. 

 

Это лишь малая доля того, что я узнала об этой женщине.   Воспоминаний   о ней много, так  как, готовя этот материал,  я встречалась  с теми, кто знал  Е.Ф. Мокерову,  кто бывал у нее. К сожалению,  время  летит  быстро.  Многих из них   в настоящее время  нет  в живых. Но я рада, что собрала о Душеньке  небольшой    материал, каждый раз, разговаривая с людьми,   убеждалась    в том, что   было   в  этой  женщине   что-то, не свойственное  обычным людям.

Умерла Евдокия Филимоновна 25 марта 1952 года в возрасте 89 лет. За два дня до смерти, позвав к своей постели Ксению, попросила ее пригласить к себе трех деревенских женщин -  Анну Дмитриевну Журавлеву, Любовь Алексеевну Зыкову и Агафью Тимофеевну Звереву. Когда те пришли, Душенька им сказала: « Сегодня  я видела во сне свои похороны. Через три дня меня не будет. Прошу вас, отвезите мой гроб на  Потняковское кладбище, похороните   рядом с моей подругой Анной Ивановной Голубевой.  Вам легко будет вести  гроб на санках. Она сами побегут.

 Так и случилось. Через три дня Душенька умерла. И как рассказывали потом  женщины, вести гроб  было легко, неведомая сила толкала  его сзади.

 

 22
…Много лет прошло с тех пор, как умерла провидица.  К  ее могиле на Потняковском  кладбище  протоптана тропа.  Даже несведущий человек,  без  труда найдет  это захоронение.  Сюда  приходят и приезжают люди из разных мест. На могиле зажигают свечи, прося помощи у Душеньки, рассказывая ей о своих бедах и несчастиях. Берут с собой водичку из дупла   огромного белого тополя,   выросшего около ее могилы, единственного на этом кладбище. Пьют  ее,  протирают больные места, берут с собой. Очень редко воды там не бывает.

 

1001

 Мой внук,- рассказывает Клавдия Игнатьевны Потнякова, жительница села Потняк, - не  говорил пять лет. Куда мы только не обращались, все напрасно. Пошла я на могилку к Душеньке. Стою, плачу, прошу ее о помощи. Успокоилась, набрала водички из дупла и пошла домой.  Три раза в день  поила внука этой водой. Закончится она, снова иду на кладбище.  Снова  помолюсь, постою, поговорю. Вылечила  мальчонку.   Начал  разговаривать. Сейчас уже взрослый парень.

 

 

 - Было это в 1978 году,- вступила в разговор Юлия Павловна Богатырева.- Помню, была Дмитриевская родительская суббота.  Пошла я на кладбище поклониться   родным,  людей еще там не было, в церкви  служилась панихида. Обошла могилки своих,   зашла  к Душеньке, наклонилась над  погребением   и вдруг слышу: поется  молитва,  и звук ее идет    из глубины могилы.    Опешила, стою,  не могу двинуться с места.   Успокоилась, перекрестилась и поспешила домой.

 Если бы со мной тоже  самое  не приключилось,  не поверила бы Юлии.

   Приехали мы с мужем на Потняковское кладбище в 2007 году в одну из поминальных суббот.  Сначала, как  всегда, решили посетить могилку Душеньки, убрать с нее все лишнее : остатки от   кондитерских изделий,   огарки свеч и т. д.  Наклонилась и тоже слышу молитвенное песнопение, идущее из   глубины могилы. Не передать словами, что со мной было: бледное лицо, не могу сказать ни слова. Немного отошла от всего и попросила мужа наклониться над могилой. Он сказал, что слышит  просто  гул.  Снова наклонилась: поется молитва .   Оглянулась, вокруг никого.  На кладбище мы одни.

    Об этом случае я рассказала старушкам. Одна из них мне сказала: «Никогда не ходи на кладбище, пока не пройдет поминальная служба в церкви».  Такой знак  знак подала тебе Душенька.

 Запомнила я этот случай на всю жизнь.

 

… Во втором издании книги « Преподобный  Матфей Яранский Чудотворец»  на 33 странице  описан небольшой эпизод. К отцу Матфею еще при его жизни обратился житель деревни Клочки Яранского района Михаил Павлович Клочков  с такими словами:  « К кому  можно обратиться   отец Матфей за помощью, если  вас не будет?»

-Ходите на мою могилку,- ответил старец.

-А может быть есть такой человек,  к  которому мы можем  обратиться в случае чего. И он наказал.

- Ходите к Душеньке. Эта прозорливая монахиня  Евдокия  живет в деревне Большая  Люя. К  ней и  обращайтесь, чтобы волю Божию испрашивать.

 

 Несколько лет назад  могила Евдокии  Филимоновны  Мокеровой (Душеньки) была обустроена.   Появился новый  высокий деревянный памятник.  Установили  его  бывшие жители деревни Большая  Люя Александр  Семенович  Журавлев  и  Михаил  Александрович Зверев.  Освятил  его  настоятель Крестовоздвиженской  церкви отец Георгий.

На собранные некоторыми жителями Потняковского сельского поселения  и  жителями  пос. Кикнур   средства  была изготовлена  оградка, облагорожена могилка.

  Люди  помнять  и чтят  эту удивительную женщину,  рассказы о ней передаются от поколения к поколению.  А люди, как и прежде,  идут к ней за помощью.