Печать
Просмотров: 1117

       1916

 

Богата история Кикнурской земли. В XVI – XVIII веках русские, заселяя территорию, на которой исконно жили черемисы, обращали их, язычников, в православную веру. По мере того, как население росло, возводились новые храмы. Территория Кикнурского района в XVI веке входила в состав Казанской губернии. В 1555 году в Казани учредили епархию, и началась христианизация местного населения.

       Грамотой, данной митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном в 1702 году, велено было «яранским новокрещенным в Яранском уезде в трех волостях… построить 3 церкви Божии со всею церковною утварью из Яранских ратушных доходов». Одна Грамота была выдана на построение Пижемской церкви села Тужа. «В 1705 году  был срублен  Петропавловский   храм  в селе Улеш. В те же годы происходит окладывание деревянной церкви Благовещения, давшей название селу на реке Б. Кокшаге, которое стало впоследствии с. Ошминским - Кикнуром. Сведений об архитектурном облике этих построек не сохранилось».

       В начале XVIII века в нашей местности было всего два храма: Петропавловский и Благовещенский. Некоторые починки будущих Кокшагского и Беляевского приходов входили в Ломовский приход.

      Улешский и Ошминский приходы представляли собой обширную территорию, заселенную мари. До 1847 года прихожанами с. Улеш были жители таких отдаленных деревень: Астанчурга 58 в., Малая Уста 50 в., Савватейка 45 в., Старые Краи 41в., Игмешнур 40 верст.

       В 50-70 верстах от Благовещенской церкви находились деревни Ромачинской волости Ветлужской округи Казанского ведомства: Ромачи, Куверба, Одошнур, Шукшум, Ошары, Б.Селки, М. Селки, Нашира Б. и М. Ашкаты, Тоншаево, Луга, Тумаево, Б. и М. Лумары (селения Тоншаевского района). Мари Ромачинской волости первыми отделились от Благовещенской церкви с. Ошминского. Они начали ходатайствовать об открытии своего прихода. Причины: дальность расстояния и плохие лесные дороги.

       Их прошение списала кратко: «Состоим в приходе с. Ошминского Благовещенской церкви от 50 до 70 верст, а других сел и церквей ближе оного Ошминского нет. По такому дальнему расстоянию, особливо выдающие по причине великих лесов в летнее, паче же в весеннее по осеннее время, почти непроходимых грязей, в означенные наши жительства приходской наш священник (Иоанн Алексеевич Дьяконов – прим. авт.)  для исправления у нас нужных христианских треб весьма не успевает. По той же самой причине и мы для слушания славословия  Божия к приходской нашей церкви выезжать и приходить претерпеваем крайнюю нужду.  …  Жители новокрещенные из черемис, имея усердие и преданность святой церкви, положили единогласно свое намерение в деревне Ромачинской соорудить деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. 10 сентября 1793 года». Уже в 1811 году в Тоншаеве была построена каменная церковь.

       Из сел Улешского и Ошминского образованы приходы: Тоншаевский, Краинский, Кокшагский, Макарьевский, Падеринский, Шаптинский, Цекеевский, Беляевский, Крестовский, Потняковский, Тырышкинский, Круг-Мазарский, Петровский, Зобенский.  В 2018 году двум их них – Потняковскому и Крестовскому – исполнилось 120 лет.

      По клировой ведомости Благовещенской церкви за 1829 год среди селений прихода есть починок Потняк, 1 дом, 5 человек жителей (назван по фамилии первых    поселенцев). Так жили они в одиночестве 20 лет, в 1849 году был построен еще один дом.  Починок вверх по речке Начке (Кресты) тоже уже был, в нем 3 дома до 1851 года. Со временем починки застроились, в округе появились новые поселения, и поселенцы повели разговоры о строительстве своих церквей.

       По указу Св.Синода от 10.01.1895 года открыты  Крестовский и Потняковский приходы. В 1898 году были построены деревянные на каменном фундаменте церкви, обшитые тесом. 16.11. 1898 года освятили Богоявленскую церковь в с. Кресты, 23.11.1898 г. – Крестовоздвиженскую в с. Потняк.

       Село Кресты находится на пересечении дорог Санчурск – Русские Краи и Кикнур – Шаранга. Приход состоял из 12 селений. Село было крупным населенным пунктом на почтовом тракте, имелся постоялый двор, различные лавки, магазины. Проводились ярмарки: зимой – Михайловская, летом – Казанская. Жители – люди мастеровые. При церкви было открыто попечительство. В 1915 году члены попечительства построили в с. Кресты сарай для выделки кирпича на строительство каменной церкви.  «Крестовский церковный приход состоял из 13 селений на расстоянии от полутора до шести верст. Прихожан было 1035 человек мужского и 1079 женского пола. Немногим более 30 лет служила людям Богоявленская церковь. В 1938 году она была закрыта».

       Священники Богоявленской церкви с. Кресты: протоиерей Василий Селивановский (брат протоиерея Александра, строителя Троицкой церкви с. Р. Краи); иереи: Алексий Блинов, Николай Двинянинов, Александр Тумбасов, Владимир Капачинский – пострадали в годы гонений.

       31 мая 1939 года слушали решение пленума Крестовского сельсовета «О переименовании населенного пункта с. Кресты в Ленинское и Крестовского сельсовета в Ленинский сельсовет». Постановили «считать решение правильным и ходатайство пленума подтвердить»; но решение где-то приостановили.  22.03.1957 года Богоявленскую церковь с. Кресты передали отделу культуры, в чьем ведении она и находилась, пока не сгорела в 1978 году.

       Крестовоздвиженской церкви с. Потняк удалось устоять, хотя церковь имеет значительные утраты первоначального облика, но главное и самое важное то, что духовная жизнь в ней продолжается, и в этом году у прихода двойной юбилей: 120 лет храму и 40 лет его настоятелю иерею Георгию Минину. Многая и благая лета приходу и его настоятелю.

 

Свинцова Людмила Михайловна, краевед, уроженка Кикнурского района.