DSC 3880

         

          Всем, кто клеймён был статьёю полсотни восьмою, 

          Кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,

          Кто по суду, без суда, совещаньем особым

          Был облечён на тюремную робу до гроба, 

          Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

 

       30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, во исполнение Постановления Священного Синода Русской Православной Церкви, в Благовещенском храме пгт. Кикнур, как и во всех церквях нашей страны, совершено заупокойное богослужение о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. Также в этот день в храме была совершена лития.

         Для Благовещенского храма поселка Кикнур этот день особенно печален – один из последних священников прихода протоиерей Павел Иоаннович Изергин (он служил в Кикнуре 32 с половиной года) смиренно принял мученический венец за Христа и свою паству.

       Батюшка родился в 1878 году в селе Ихта Санчурской волости Яранского уезда Вятской губернии, по национальности – русский, по происхождению – служитель культа (отец был священником). Юноша окончил Вятскую духовную семинарию, до 1905 года служил священником в бывшем Яранском уезде (ныне МАСС), а с 1905 до 1935 годы окормлял прихожан Благовещенской церкви села Кикнур, был одним из ведущих иереев Кикнурского края, вел огромную духовно - просветительскую и общественную деятельность. Отца Павла знали как законоучителя в Кикнурских мужском и женском училищах, в церковно-приходской школе, как активного члена Миссионерского общества и члена Братства святителя Николая. За свои труды он неоднократно был награжден высшим церковным руководством.

       Свою «награду» протоиерей Павел Изергин одним из первых получил и от красных комиссаров: в 1935 году был осужден народным судом с. Кикнур на 2 года лишения свободы. После досрочного освобождения проживал с семьей в деревне Пелеснур и, лишенный всех прав на служение Господу и населению, по-прежнему продолжал нести свою пастырскую службу, окормляя людей в домах прихожан – церковь к тому времени была закрыта. Новая власть в этой деятельности усмотрела недоброе, обвинила батюшку в том, что он «…систематически вел активную антисоветскую и антиколхозную агитацию, клеветал на политику ВКП(б) и советскую власть, организовывал сборище населения с требованием открытия церкви…». На основании сфабрикованного обвинения 30 сентября 1937 года отец Павел был арестован по ст. ст. 58-10 ч.1 и приговорен Особой Тройкой УНКВД Кировской области к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор привели в исполнение 11 декабря 1937 года. Предсмертная фотография в уголовно-следственных материалах по отцу Павлу Изергину отсутствует по неизвестным пока причинам.

         Хочется рассказать землякам об еще одном замечательном священнике нашего Благовещенского храма протоиерее Кувшинском Алексие Феофилактовиче. Память об этом батюшке до сих пор живет среди кикнурцев. В нулевые - двадцатые годы прошлого века отец Павел Изергин и отец Алексий Кувшинский вместе окормляли Благовещенский приход.

         Протоиерей Алексий Кувшинский родился в 1873 году в семье священника, окончил курс Вятской Духовной семинарии, без малого 49 лет служил в Благовещенском храме, говорят, при его регентстве Благовещенский хор блистал среди других замечательных хоров Вятской епархии.   Имел батюшка и высокие награды. Судьба отца Алексия трагична. В 1918 году, будучи больным и парализованным, он был зверски избит в больничной палате села Кикнур местными коммунистами. Возглавлял расправу над неповинным священником Черепанов Сергей Митрофанович, организатор советской власти в Кикнурском районе. В честь Черепанова названа одна из улиц поселка. По рассказам очевидцев, после случая расправы над священником, мать Сергея Черепанова прокляла сына. Отошел батюшка Алексиий ко Господу после тяжелой продолжительной болезни и жестоких побоев 22 июня 1922 года. Могила протоиерея Алексия Феофилактовича Кувшинского находится под правым углом фундамента двухэтажного каменного здания коррекционной школы. Мир праху его.

       «Если бы решили на литургии поминать всех вятских новомучеников – расстрелянных, погибших в лагерях, сгинувших в ссылках – то служба затянулась бы надолго… Немало их – монахов, священников, мирян, стариков и почти детей, женщин – исповедовало Христа до конца. Все они, веруем, в Обители Отца Небесного» (из кн. Гомаюнова и Маркелова «Живые иконы», с.127).