20170912 172941

О предстоящей  двухдневной  паломнической  поездке в  Свято - Троицкий   Серафимо -  Дивеевский   женский монастырь, настоятель Благовещенского храма отец Михаил  сообщил  прихожанам задолго до назначенного срока,  когда были утрясены  все  вопросы  с   транспортом, гостиницей, ценой.  Желающих оказалось 70 человек.

    День первый.

 12 сентября. Половина седьмого утра. Паломники собрались  у церковной ограды. Отец Михаил попросил всех зайти в церковь, где был отслужен    молебен  на начало доброго дела.  

 Идем на площадь, рассаживаемся   по двум автобусам.

    Мы с мужем   оказались  в  первом.

  Знакомимся с  приветливыми  водителями -  седоволосым   мужчиной   с пышными  усами, назвавшегося Валентином Михайловичем, и его сыном Владимиром.  

 За  рулем  второго -   не менее  обаятельный  молодой  шофер  Кирилл.  

  Включаются экраны  телевизоров,   смотрим  познавательные  православные  фильмы о Дивеево,   храмах  и монастыре старинного  города   Арзамаса.

       Проезжаем  Арью,  Урень, Семеново, водитель уверенно ведет машину,  даже незапланированные две  остановки,  получасовая и часовая,  (идет укладка нового  асфальтированного  полотна)  не ухудшает    настроения.

  Едем по узким улицам  Арзамаса,  любуемся куполами его  храмов,   сверкающими золотом, синевой, белизной.   В  половине пятого вечера  подъезжаем   к источнику преподобного Серафима  Саровского, что близ поселка Цыгановка,  расположенного  в нескольких километрах от границы с  Мордовией.   Запасаемся   пластиковыми бутылками под воду

   Заглянув   в путеводитель, читаю: « В 60-х годах ХХ века солдаты увидели старца в белом балахоне, который трижды ударил посохом в землю – и в трех местах забили ключи. Позднее, когда была  устроена запруда на реке Сатис, образовалось озеро, которое наполняется водой из трех источников».

    Группой идем к ним.  Народу много, кто-то   собирается   окунуться в купель, а  кто-то уже  сделал это. Быстро переодеваемся в большой деревянной раздевалке  и поочередно, с  молитвой,    три раза   окунаемся  с головой в   воду, температура которой в любое время года плюс 4 градуса. Ощущение такое, как  будто в  тебя  мгновенно втыкаются  маленькие, проникающие во все поры обжигающие  стрелы,  а, выйдя из воды, ощущаешь   приятно  обволакивающее   организм  тепло и необыкновенную легкость. Кажется,   вода  убрала из  тебя   все ненужное,  освободив  душу и тело от скопившихся  житейских  тяжестей. Словами  не передать, нужно   почувствовать  самим.  

  Снова в 27- километровый путь  в   Дивеево. Находим гостиницу, размещаемся и отправляемся в монастырь.

 С необъяснимым трепетом и благостью вступаем на его святую землю.  Она встречает нас ароматом цветущих растений, газонами, клумбами, рабатками,  казалось бы,  с  простыми, неприхотливыми цветами, но так умело  разработанными  дизайнерскими  решениями, что невозможно оторвать глаз от прекрасно созданных  цветовых композиций. Кругом  абсолютная чистота и порядок.

 Останавливаемся, чтобы поклониться   могилке  одной из создателей монастыря игуменье Александре. Это она, когда родился цесаревич Алексей, посадила на монастырском подворье лиственницу. Рядом с ней  ее и  похоронили.   

  Глаза разбегаются, когда смотришь на величественные и красивые церковные строения.  Казанский собор. Он стоит на том месте, где было явление  старцу Пресвятой Богородицы.

  -Здесь стопочки Царицы Небесной прошли,- говорил Серафим Саровский.

 Церковь Рождества Христова,  Рождества Пресвятой Богородицы, Преображенский собор,  церковь в честь иконы Божьей матери «Целительница»,  храм  Александра  Невского, Благовещенский собор, церковь «Всех скорбящих радость» в богадельне, колокольня.

   Каждый храм по- своему величествен и красив. Не верится, что  когда-то они были частично разрушены, поруганы,  в некоторых ремонтировались трактора  и другие сельхозмашины. Силами монахинь и на собранные средства  все с  молитвами и Божьей помощью  восстанавливается,  но в некоторых и сейчас  ведутся строительные  работы.  

  Наша цель  побывать  на вечерней службе  в главном храме  обители  - Троицком соборе.  С  трепетным чувством поднимаемся по ступенькам, ведущим в церковь. Поражает   красота  ее    убранства.   Храм   полон  людей.  Читается Акафист Преподобному Серафиму. Невольно останавливаешься, боясь своим присутствием нарушить атмосферу  божественного богослужения. Но во время вечерней службы  удается подать требы, поставить  свечи,  пройти помазание, сделать земные поклоны и приложиться  к  раке  с мощами   Серафима  Саровского  и  неповторимым  своей красотой иконам  храма.

  Закончилась  служба,  времени   половина девятого вечера. У нас еще оно желание- вместе с монахинями  пройти по Святой Канавке, молитвенном и  духовном  средоточии  четвертого удела Пресвятой Богородицы, его  сердца. Она  повторяет путь, которым прошла Царица Небесная, взяв  в свой удел  Дивеевскую  обитель.  О значении и благодатной силы  Канавки батюшка Серафим говорил:    

  - Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста  Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев.

       На  монастырское подворье опустился вечер. Кое- где  видны огоньки  маленьких  фонариков.  Небо украшено звездами. И снова неописуемое зрелище.  Паломники,  затаив  дыхание, устремили свой взор на  идущую  большую  группу монахинь, послушниц,  трудниц. Впереди нее  игуменья монастыря с иконой в руках.   Заходят на канавку,   идут по ней,  произнося Песнь  Пресвятой  Богородице: «Богородице  Дево,   радуйся…».  Мы следуем за ними, каждый про себя   читая  эту молитву.  Трогательное,  величественное  шествие, заставляющее  с  каким-то особым трепетом,  относится  ко всему,  что здесь  происходит.

                                                                                           День второй. 

    В этот день   до 12 часов дня   мы  самостоятельно  организовывали посещение монастыря.   Наша группа,  выйдя  из  гостиницы  в  пять часов утра, снова  прошла   по Святой  Канавке и, купив свечи, пошла  в Троицкий храм на соборную  Божественную литургию.   Участие в богослужении принимало несколько священников, в  том числе и наш  батюшка, отец Михаил.  Приложившись   к  раке с мощами Серафима  Саровского, идем  в Казанский храм  обители.  В  нем находятся мощи Дивеевских  блаженных  -  Пелагеи,  Параскевы,  Марии и преподобноисповедницы  Матроны.   

     На  Соборной площади  между Преображенским собором и храмом Александра Невского  подходим к гранитному постаменту, на котором    в бронзовом исполнении  стоят  фигуры Императора  Николая,  Второго, царевича  Алексея,  Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и  Анастасии.  В руках кресты  мучеников.   Красивейший и трогающий душу  монумент построен на средства, собранные со всей страны.

  Дальнейший   путь к Святым источникам – преподобной Александры, Иверской  иконы Божьей Матери, преподобного Серафима Саровского и Казанской Божьей Матери.  Времени в обрез, спешим  к  последнему. С молитвой  окунаемся  в   воду и отправляемся в нашу комфортабельную гостиницу: отъезд  домой  в 13 часов.

   По дороге заезжаем  в   Богоявленский  храм  Николаевского Арзамасского   женского  монастыря, чтобы помолиться  перед его чудотворными   иконами. В нем их несколько. Но меня до слез поразили  судьбы   икон  Божьей матери  «Достойно есть»  и     «Избавление от бед  страждущих».   О них  и хочу   рассказать.

      Одетая в серебряную с позолотой ризу, украшенная монахинями жемчугом и каменьями, «Достойно есть»  поражала своей  красотой. Осенью 1924 года   Губернским исполкомом  было принято  решение закрыть монастырь.  Храм был поруган и осквернен.  Иконы стали  выбрасываться из окон, разваливаясь  по частям. Пострадала  и эта.   Драгоценную ризу сняли с образа, а сам  лик,  изуродовав топором,    выбросили  на улицу. Одна из благочестивых женщин   подобрала и спрятала икону дома.  В 1997 году, когда начали восстанавливать монастырь, ее, такую изуродованную и  потемневшую,  принесли в церковь   родственники той женщины.  По благословлению  матушки  игумени  Георгии, возглавлявшей обитель, эту икону каждый вечер стали носить в крестный ход вокруг монастыря и однажды обнаружили, что все,  что было вырублено, за одну ночь  обновилось и засияло.  Она заблагоухала. После этого  ее   поместили в храме для поклонения прихожанами.

  Икона «Избавление от бед страждущих» была сплошным черным пятном.  Никто не мог понять, что на ней изображено. Начало чуда- 1997 год. Именно тогда на ней появилось светлое небольшое пятнышко на шее Матери Божией. Постепенно оно начало увеличиваться.  И - о чудо, как будто, кто маленькими частичками начал  снимать черноту.  Очистился лик Спасителя и Матушки Божией. Но название иконы было неразборчиво.  Однажды осенью монастырь посетила  рижская   монахиня  и предположила, что название ее  «Избавление от бед страждущих».  В  2001 году   определили, что это  так.

  Сейчас в монастыре каждый день читается акафист Матушке Божией.   Узнав о ее чудодейственной силе, (а это подтверждается  многими  людьми),  вылечивать даже самые страшные болезни.     Паломники даже из других стран часто приезжают в  Арзамас.     

  Нам   посчастливилось вместе с монахинями пропеть Акафист и принять помазание  маслицем  из лампады  этого Божественного образа.  Как  же все были  счастливы.

  Далеко  за полночь  мы  прибыли в  Кикнур. После трудового дня он спал в безмолвной тишине и темноте. И только храм,  подсвеченный с четырех сторон  светильниками,   величаво стоял, как белый корабль, охраняя покой  людей, живущих в нем. 

 Автобус  развернулся на площади. Отец Михаил поблагодарил водителей за умело выполненную работу. Паломники  трижды пропели им «Многая и благая лета». Двери раскрылись. Мы – дома!

Но в наших сердцах    навсегда останется светлая память о Дивеево и его создателе Серафиме Саровском.  Спасибо отцу Михаилу и матушке Марине за  организацию   такой   поездки.

                                                                                    Л. Жукова.