Вехи истории Благовещенского храма села Ошминского (Кикнура)

 

Все течет, все изменяется – и жизнь, и время. Но единственное, что остается неизменным и сопровождает человека всегда – это религия и вера в Бога. Возрождение церковной жизни, наблюдаемое за последние десятилетия в стране, не обошло стороной и наш поселок – бывшее старинное село Ошминское-Благовещенское-Кикнур.

 

Ошминское-Благовещенское-Кикнур – поселение древнее. Согласно 553 страницы Львовской летописи за 555 год, на луговой стороне марийского края упоминается  Кикина волость. Изучая названия административно-территориальных единиц 16 века, выясняем, что Кикина волость именуется Кипнурской или Кикнурской волостью. Но пройдет еще немало времени, прежде чем в глухих непроходимых лесных дебрях появятся первые русские поселения, а вместе с ними к ошмарям придет и новая религия – Православие. На сегодняшний день нет точной даты открытия прихода в Кикнуре. Известно только, что в 1705 году произошло окладывание первой деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, давшей название селу на реке Большой Кокшаге. Сведений об архитектурном облике этой постройки не найдено, так же, как и последующих храмовых построек, которые возводились по причине ветхости прежних и в связи с приростом населения на приходе.

 

В период царствования Петра 1 в Русском государстве была проведена первая ревизия – подушная перепись населения Российской империи. В материалах первой ревизии (1723г.) в сказках по Яранскому уезду в Ошминской волости упоминаются новокрещенные ясашные марийцы деревни и села Благовещенского. По материалам второй ревизии (1747г.) в селе Благовещенском значится 32 человека мужского пола.

 

В документах архивного фонда Вятской Духовной Консистории находим две записи о постройке церквей в Кикнуре. 1777 год. «Дана грамота от 18 ноября за №888 на построение вместо ветхой деревянной Благовещенской церкви вновь деревянной же…с теплым приделом во имя святого Пророка Божия Илии». 9 ноября 1780 года церковь была освящена.1820 год. «Дана храмозданная грамота от 23 сентября за №3321 на построение каменной церкви вместо старой ветхой деревянной церкви. Каменная церковь заложена в 1823 году, а окончена стройкою в 1824». Это был малый трехпрестольный каменный храм. Главный престол освящен во имя Благовещения Божией Матери, а два его придела – в честь Ильи Пророка(1777г.) и святой великомученицы Екатерины(1825г). Но и эта церковь, как гласят документы Госархива, вместе «с колокольнею разрушена и вместо оных построена на новом месте каменная теплая церковь» (ГАКО, ф.237, о.70, д.1586).Строительство новой каменной церкви в Ошминском  было начато в 1852г., и, «как бы ни было трудно, в 1853, - пишет в своем дневнике священник Благовещенского прихода Никонов Михаил Алексеевич, - мы достроили большой каменный храм».

 

Что же собой представляло село Ошминское-Кикнур в к.19-н.20 века?  В книге «Вятская епархия. Историко-географическое  и статистическое описание. Вятка. 1912 год» –читаем: «Село Кикнур(Ошминское) – Благовещенская церковь, каменная, построена в 1853г. Часовни деревянные: кладбищенская, Лыжнинская, Зобенская, построены в 1891; причта по штату положено 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщика;… приход состоит из 47 селений расстоянием от полуверсты до 12 верст. В селе 3 школы: церковно-приходская, двухклассная мужская земская и одноклассная женская; в приходе 3 школы грамоты. В селе – медицинский участок с врачом, местопребывание земского начальника и станового пристава, почтово-телеграфное отделение». Вдоль всего села пролегает Нижегородский почтовый тракт – он же – одна  из главных улиц. Вторая улица именуется Кочергой, на ней стоит Благовещенский храм – главное украшение и гордость села.

 

Начиная с 1754 года известны имена священнослужителей и причта Благовещенского храма. В  начале   20 века старшим из священников был протоиерей Кувшинский Алексий Феофилактович – он  прослужил в селе48 лет и 7 месяцев; вместе с нимокормлялиприход 50 лет и 7 месяцев  протоиерей Курбановский Василий Игнатьевич и 32 года – протоиерей Изергин Павел Иоаннович. Церковный хор Благовещенской церкви много лет возглавлял протодиакон  Маракасов Феодор Васильевич.

 

С приходом к власти  в стране безбожников страх Божий в людских сердцах стал  выхолащиваться, духовное богатство заменяться   материальным – началась эпоха массовых разрушений, репрессий, гонений и обмана.

 

О закрытии в селе Ошминском Благовещенской церкви вспоминает уроженец  кикнурской земли Шарыгин Виктор Алексеевич, историк-краевед, заслуженный учитель школы РСФСР. Еще будучи подростком, «мне запало в память одно собрание, которое  всем сердцем я осудил как образец подлости. В контору колхоза «Большое Шарыгино»  пришли члены колхоза и крестьяне-единоличники. За столом председателя сидел работник ОГПУ в полном служебном обмундировании. Каждому входящему в контору он предлагал расписаться в своем присутствии здесь. Росписи начинались с середины листа, а верх его оставался чистым. Собрание началось с выступления этого  работника ОГПУ, представителя районного комитета ВКП(б). Речь его была короткой. Не помню, о чем он говорил в начале, но в конце сказал: «Наша страна строит социалистическое общество. Но нам мешает это делать духовенство. В церковных проповедях попы ведут антисоветскую агитацию. Я вношу предложение закрыть церковь в селе Кикнур, а ее здание использовать для других целей». В зале стояло гробовое молчание. Никто не смел высказать свое мнение. Тогда уполномоченный райкома подвел итог: «Если никто не возражает против моего предложения, в верхней части этого листа мы напишем решение общего собрания о закрытии Кикнурской церкви, а ваши росписи уже есть на листе». Снова гробовое молчание. Люди стали подниматься и не торопясь выходить на улицу. Так была решена судьба Благовещенской церкви. Такие же собрания прошли и в других селениях Кикнурского сельсовета». ВЕВ, №1(45),1994,с.6.

 

Из документов районного архива узнаем, что притеснения в отношении храмав Кикнуре начались в 1932г., когда решением исполкома райсовета была снята железная изгородь с церковной ограды. В 1933г. по заявлению правления колхоза «Кикнур» у церкви изъяли каменный склад и передали колхозу для хранения горючего. 6 февраля 1934г. на заседании исполкома райсовета рассматривался вопрос об антисанитарном состоянии Кикнурской церкви. Затем специально созданная комиссия обследовала помещение  церкви и вынесла решение в месячный срок произвести его ремонт. Община  не сумела своевременно справиться с заданием, и  поэтому15 августа 1934г.исполком райсовета  вынес решение о закрытии  храма.Постановление ВЦИК от 10 июля 1935г. окончательно решило судьбу  церкви  Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Ошминском-Благовещенском-Кикнуре.

 

Некоторое время группа верующих села ходатайствовала об открытии хотя бы молельного дома. Но решение исполкома от 10 марта 1937г. было категоричным: «Учитывая, что в районе имеется 14 действующих церквей, из которых пять находятся на расстоянии 8-12 км от Кикнура – в ходатайстве отказать». В этом же 1937г.(27 окт.) исполкомом райсовета был утвержден договор на разломку Кикнурской церкви.

 

Разрушение храма в Кикнуре началось с того, что с большим трудом был расширен один из проемов колокольни, и через это отверстие сброшены все колокола. Наблюдавшие за этим зрелищем женщины плакали и крестились. В самой церкви были устроены мастерские промкомбината  и пимокатный цех.

 

Какова же была дальнейшая судьба уже разобранной Благовещенской церкви? Решением райисполкома от 18.02.1949г. часть церковного кирпича передана на строительство Кокшагской МТС, в частности, на машинно-тракторные мастерские. В 1950г. 150 тысяч штук кирпича было передано райпотребсоюзу на строительство столовой в селе. И, наконец, решением исполкома от 11.02.51г. остатки кирпича от церкви были переданы пункту заготзерно для строительства нового склада.

 

Такая же печальная участь постигла и два других каменных храма в Кикнурском районе:  Казанско-Богородицкий в селе Макарье и храм Знаменской иконы Божией Матери в Цекееве. Решением Кикнурского раисполкома их сначала закрыли, а затем  уничтожили. Самой монументальной довоенной  каменной постройкой в селе Кикнур стало здание райисполкома, стоящее с южной стороны территории бывшего Благовещенского храма. Ныне оно принадлежит коррекционной школе-интернату.

 

На месте разрушенного храма Благовещения Пресвятой Богородицы по благословению епископа Вятского и Слободского Хрисанфа 27 сентября 2005 года поставлен и освящен Поклонный Крест.