1916

 

Богата история Кикнурской земли. В XVI – XVIII веках русские, заселяя территорию, на которой исконно жили черемисы, обращали их, язычников, в православную веру. По мере того, как население росло, возводились новые храмы. Территория Кикнурского района в XVI веке входила в состав Казанской губернии. В 1555 году в Казани учредили епархию, и началась христианизация местного населения.

       Грамотой, данной митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном в 1702 году, велено было «яранским новокрещенным в Яранском уезде в трех волостях… построить 3 церкви Божии со всею церковною утварью из Яранских ратушных доходов». Одна Грамота была выдана на построение Пижемской церкви села Тужа. «В 1705 году  был срублен  Петропавловский   храм  в селе Улеш. В те же годы происходит окладывание деревянной церкви Благовещения, давшей название селу на реке Б. Кокшаге, которое стало впоследствии с. Ошминским - Кикнуром. Сведений об архитектурном облике этих построек не сохранилось».

       В начале XVIII века в нашей местности было всего два храма: Петропавловский и Благовещенский. Некоторые починки будущих Кокшагского и Беляевского приходов входили в Ломовский приход.

      Улешский и Ошминский приходы представляли собой обширную территорию, заселенную мари. До 1847 года прихожанами с. Улеш были жители таких отдаленных деревень: Астанчурга 58 в., Малая Уста 50 в., Савватейка 45 в., Старые Краи 41в., Игмешнур 40 верст.

       В 50-70 верстах от Благовещенской церкви находились деревни Ромачинской волости Ветлужской округи Казанского ведомства: Ромачи, Куверба, Одошнур, Шукшум, Ошары, Б.Селки, М. Селки, Нашира Б. и М. Ашкаты, Тоншаево, Луга, Тумаево, Б. и М. Лумары (селения Тоншаевского района). Мари Ромачинской волости первыми отделились от Благовещенской церкви с. Ошминского. Они начали ходатайствовать об открытии своего прихода. Причины: дальность расстояния и плохие лесные дороги.

       Их прошение списала кратко: «Состоим в приходе с. Ошминского Благовещенской церкви от 50 до 70 верст, а других сел и церквей ближе оного Ошминского нет. По такому дальнему расстоянию, особливо выдающие по причине великих лесов в летнее, паче же в весеннее по осеннее время, почти непроходимых грязей, в означенные наши жительства приходской наш священник (Иоанн Алексеевич Дьяконов – прим. авт.)  для исправления у нас нужных христианских треб весьма не успевает. По той же самой причине и мы для слушания славословия  Божия к приходской нашей церкви выезжать и приходить претерпеваем крайнюю нужду.  …  Жители новокрещенные из черемис, имея усердие и преданность святой церкви, положили единогласно свое намерение в деревне Ромачинской соорудить деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. 10 сентября 1793 года». Уже в 1811 году в Тоншаеве была построена каменная церковь.

       Из сел Улешского и Ошминского образованы приходы: Тоншаевский, Краинский, Кокшагский, Макарьевский, Падеринский, Шаптинский, Цекеевский, Беляевский, Крестовский, Потняковский, Тырышкинский, Круг-Мазарский, Петровский, Зобенский.  В 2018 году двум их них – Потняковскому и Крестовскому – исполнилось 120 лет.

      По клировой ведомости Благовещенской церкви за 1829 год среди селений прихода есть починок Потняк, 1 дом, 5 человек жителей (назван по фамилии первых    поселенцев). Так жили они в одиночестве 20 лет, в 1849 году был построен еще один дом.  Починок вверх по речке Начке (Кресты) тоже уже был, в нем 3 дома до 1851 года. Со временем починки застроились, в округе появились новые поселения, и поселенцы повели разговоры о строительстве своих церквей.

       По указу Св.Синода от 10.01.1895 года открыты  Крестовский и Потняковский приходы. В 1898 году были построены деревянные на каменном фундаменте церкви, обшитые тесом. 16.11. 1898 года освятили Богоявленскую церковь в с. Кресты, 23.11.1898 г. – Крестовоздвиженскую в с. Потняк.

       Село Кресты находится на пересечении дорог Санчурск – Русские Краи и Кикнур – Шаранга. Приход состоял из 12 селений. Село было крупным населенным пунктом на почтовом тракте, имелся постоялый двор, различные лавки, магазины. Проводились ярмарки: зимой – Михайловская, летом – Казанская. Жители – люди мастеровые. При церкви было открыто попечительство. В 1915 году члены попечительства построили в с. Кресты сарай для выделки кирпича на строительство каменной церкви.  «Крестовский церковный приход состоял из 13 селений на расстоянии от полутора до шести верст. Прихожан было 1035 человек мужского и 1079 женского пола. Немногим более 30 лет служила людям Богоявленская церковь. В 1938 году она была закрыта».

       Священники Богоявленской церкви с. Кресты: протоиерей Василий Селивановский (брат протоиерея Александра, строителя Троицкой церкви с. Р. Краи); иереи: Алексий Блинов, Николай Двинянинов, Александр Тумбасов, Владимир Капачинский – пострадали в годы гонений.

       31 мая 1939 года слушали решение пленума Крестовского сельсовета «О переименовании населенного пункта с. Кресты в Ленинское и Крестовского сельсовета в Ленинский сельсовет». Постановили «считать решение правильным и ходатайство пленума подтвердить»; но решение где-то приостановили.  22.03.1957 года Богоявленскую церковь с. Кресты передали отделу культуры, в чьем ведении она и находилась, пока не сгорела в 1978 году.

       Крестовоздвиженской церкви с. Потняк удалось устоять, хотя церковь имеет значительные утраты первоначального облика, но главное и самое важное то, что духовная жизнь в ней продолжается, и в этом году у прихода двойной юбилей: 120 лет храму и 40 лет его настоятелю иерею Георгию Минину. Многая и благая лета приходу и его настоятелю.

 

Свинцова Людмила Михайловна, краевед, уроженка Кикнурского района. 

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://xn-----6kcbchgra4adilfbc1amkf4chk4dzbyg.xn--p1ai/index.php?start=28#sigProId07a8bfd97b

 

IMG 5496

        Каждый из нас получил от Бога свои «таланты»: способности, которыми мы можем послужить людям и порадовать этим Бога. А как мы используем дарованные нам таланты? Важно не  потерять их,  не зарыть в землю в житейской суете, а развивать и преумножать. А что означает в современном языке крылатое библейское изречение «зарыть талант в землю», и какие сокровища-добродетели  православный христианин должен в своей жизни искать и копить?

      Обо всем этом вели беседу на первом занятии с воспитанниками учебно-воспитательной группы «Свечечка» при храме Благовещения Пресвятой Богородицы поселка Кикнур настоятель храма иерей Михаил Крюков, родители и преподаватели. Занятие состоялось 16 сентября в здании воскресной школы, силами родителей прекрасно подготовленному к новому учебному году, оно было посвящено путешествию по морю жизни в поисках сокровищ земных и духовных, небесных, о ведении и разумении Слова Божьего. 

       Во время плавания юным путешественникам пришлось преодолеть множество рифов и подводных скал, совершить остановку в пещере дождей, заплыть в тихую гавань,  побывать на  загадочном острове, справиться с эстафетой библейских истин и, наконец, благополучно причалить к берегу рядом с огненным маяком. Не утонуть и не сбиться с пути детям помогали их родители, выступавшие в роли  актеров, а  еще знания Библии, которые  на протяжении всего плавания помогли достойно преодолеть все препятствия и благополучно вернуться в гавань христианских знаний – воскресную школу, где их ждали игровые эстафеты и  сладкая  трапеза. 

       В 2018-19 учебном году в учебно-воспитательной группе «Свечечка» будут заниматься две группы  ребят  в возрасте от 8 до 15 лет в количестве  26 человек. Занятия будут проходить по воскресным дням с  11.30 до 14.30.  В каждое последнее воскресенье месяца у детей, по уже сложившейся традиции,  исповедь, благодарственный молебен и сокращенный учебный день.

      Преподаватели учебно-воспитательной группы

при Благовещенском храме пгт Кикнур

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://xn-----6kcbchgra4adilfbc1amkf4chk4dzbyg.xn--p1ai/index.php?start=28#sigProIdc549fec308

     2018--------8

 

          В сентябре 2018 года Епархиальный отдел по защите материнства и детства Вятской Епархии,  Центр "Моя семья" организовали благотворительную акцию по выдаче сухих детских каш фирмы Хайнц и Умница семьям, в трудной жизненной ситуации.

       К акции присоединились городская социальная служба города Кирова, Слободское благочиние и Епархиальный социальный отдел Яранской Епархии.

       Мы привезли целую 20- тонную фуру сухих детских кашек. Развозили только неделю по районам и две недели выдавали!

       Выдача прошла в Кирове, Слободском, Вахрушах, Волково, Котельнич, Свеча, Даровской, Шабалино, Кикнур, Арбаж, Пижанка, Яранск, Тужа, Санчурск, Луза, Подосиновец, Демьяново, Пинюг, Мураши и Опарино.

       Выдавали не пачками, а коробками : по 2 коробки на каждого ребенка, который кушает такие каши, т.е. по 20-60 пачек на семью!

       Всего помощь получили 869 многодетных и неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации!

       Благодарим продовольственный фонд "РУСЬ" за предоставленную гуманитарную помощь!

       Благодарим за помощь в доставке детского питания по районам   губернатора Кировской области Васильева Игоря Владимировича. 

       Радует, что гуманитарная помощь дошла и до глубинки нашей области!!!


Председатель
Центра защиты материнства и детства "Моя семья"
Устюжанина Ольга Ильинична

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://xn-----6kcbchgra4adilfbc1amkf4chk4dzbyg.xn--p1ai/index.php?start=28#sigProId1f4ebda93b

 

 DSC06994

 

     11 сентября 2018 года, в день памяти честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, в общероссийский День трезвости, на приходе Благовещения Пресвятой Богородицы пгт. Кикнур прошли мероприятия, призывающие людей вести здоровый, трезвый образ жизни.

      После Божественной литургии и молебна настоятель храма иерей Михаил Крюков зачитал  верующим  Обращение Патриарха Московского и всея Руси Киралла  к духовенству и мирянам по случаю Дня трезвости. Его Святейшество подчеркнул мысль о том, что «к сожалению, нередко люди избирают мнимые удовольствия, которые оборачиваются горем не только для них но и для их близких. Многие наши соотечественники в поисках сиюминутных наслаждений попадают в алкогольную или иную зависимость, погибая и душой и телом»
Уже стало традицией в День трезвости на приходе Благовещенского храма посёлка Кикнур проводить совместные мероприятия с отделом по церковному служению и  благотворительности Яранской Епархии,  Благовещенским   приходом, администрацией района, центральной детской библиотекой, центром социальной помощи  семье и детям и детскими  школьными учреждениями.

      У храма в палатке трезвости  всех прохожих встречали чаем и выпечкой. На стенде была расположена информация о Всероссийском празднике «День трезвости». Ребята  из кикнурского добровольческого отряда раздавали жителям поселка брошюры с информацией о вреде пьянства и наркомании. После занятий в школе волонтёры организовали со школьниками  рисунки на асфальте. 

      В мироприятии приняли участие МКУ ДО «Дом детского творчества» пгт. Кикнур. Воспитанники объединений, прослушав информацию о вреде для здоровья зависимости от алкоголя и наркотиков , вышли на улицу и играли в спортивные игры. Ведь спорт - альтернатива вредным привычкам.

      В Кикнурской центральной детской библиотеке прошли мероприятия, посвящённые Всероссийскому дню трезвости:

1. «Вино с разумом не ладит» : книжная выставка для подростков;
2. «Имя беды – алкоголь»: обзор литературы;
3. «Наше здоровье в наших руках!» : игра – викторина по здоровому образу жизни для учащихся 2-4 классов

      В  « Центре социальной помощи  семье и детям» в это время работали  участники клуба «Сделай выбор».  После просмотра  фильма «Не бросай меня мама» прошло обсуждение на тему: трезвая семья - это счастье для детей.

      Главная цель организации таких акций, сформировать у подрастающего поколения, что трезвость - естественное состояние человека, семьи и общества в целом. Трезвость общества – основа благополучия Родины.

Благовещенский приход пгт. Кикнур.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://xn-----6kcbchgra4adilfbc1amkf4chk4dzbyg.xn--p1ai/index.php?start=28#sigProIdcb0a781d35

 

        DSC07356

 

       30 августа в посёлке Кикнур  состоялась совместная благотворительная акция «Собери ребёнка в школу». 37 многодетных, малоимущих семей и семей с детьми с ограниченными возможностями получили единовременное пособие в виде наборов канцтоваров первокласснику и дошкольных принадлежностей для творческих занятий в детском саду. Акция проведена     отделом  по церковной благотворительности и социальному служению Яранской Епархии совместно с Благовещенским приходом, районным отделом по социальным вопросам, районным женсоветом посёлка Кикнур.

      Также в этот день Благовещенским приходом состоялась выдача детских вещей к  школе, пожертвованных  Центром Защиты материнства и детства «Моя Семья»  города Кирова; искренне благодарим за материальную помощь  волонтёров Центра и его председателя Ольгу Устюжанину.

Благовещенский приход пгт. Кикнур

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://xn-----6kcbchgra4adilfbc1amkf4chk4dzbyg.xn--p1ai/index.php?start=28#sigProIda3ed86edb3

20180816 114659

 К местам, куда одна дорога - Вера

       Для православного христианина побывать в святых местах - всегда счастье. А если к этому прибавляются ещё исторические факты и неизвестные ему события, то радость получается двойная.

       Августовским вечером в составе группы кикнурских прихожан, возглавляемой настоятелем Благовещенского храма иереем Михаилом Крюковым, отправляюсь в паломническую поездку. Нас, вместе с детьми воскресной школы - 50 человек, и потому автобус заказан большой, комфортабельный.

       Уже у Шахуньи накрывают сумерки, любоваться окрестностями становится невозможно. Зато с удовольствием слушаю, как и все, житие Матроны Московской, которое звучит через динамики.

К Матронушке

      Блаженная Матрона родилась в 1881 году в Тульской губернии. От рождения была слепой, а на 17-ом году жизни у неё внезапно отказали ноги. И сидение её - в разных домах и квартирах, где она находила приют, - продолжалось 50 лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла свой крест, данный Богом.

     С 7 –летнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Не счесть, скольким страждущим она помогла. И сегодня Матрону знают десятки тысяч православных людей. Почившая 2 мая 1952 года, как и при земной своей жизни, блаженная старица помогает людям.

       …Москва, как ни странно, встречает тишиной. Поток машин, конечно, нескончаем, а вот москвичей немного, пешеходные дорожки пустынны, видимо, большинство людей пользуется метро.

       Прибываем к Покровскому женскому монастырю, где почивают честные останки блаженной. Утро солнечное, тихое. Покупаем живые цветы и встаём в очередь, которая, несмотря на ранний час, растянулась уже на десятки метров. По мере продвижения замечаю, как нарастает людской поток и к мощам, и к иконе Матронушки. За помощью к подвижнице люди едут со всех концов России, есть верующие из-за рубежа.

       Входим в храм, двигаемся к раке с мощами, прикладываемся. Каждый из нас с верою и любовью просит старицу о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому она имеет великое дерзновение.

 На поклон к святителям

       Остаются позади пешие прогулки по Красной площади, Александровскому саду. Постояв у могилы Неизвестного солдата, следуем к храму Христа Спасителя. Он поражает величием, внутренним убранством, а храмовая территория удивляет обилием роз и красотой клумб, фонтанами и ярко-зелёными газонами. 

       Далее наш путь лежит в Свято-Даниловский мужской монастырь. В конце 17 века, в пяти километрах от Кремля, его заложил один из сыновей Александра Невского –Даниил, причисленный позднее к лику святых. Ковчег с частицей его мощей, как и частицей мощей Александра Невского, находится здесь, в этом мужском монастыре. С благоговением прикладываемся к ним. Ставим свечи пред иконами Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Матронушки. Молимся, поклоняемся. Прикладываемся к частице мощей Николая Чудотворца, башмачку Спиридона Тримифунтского. Испиваем святой воды с источника, отдыхаем. Внезапный дождик заставляет побыть в этом намоленном и благодатном месте подольше. А мы и рады, мы счастливы!

       Недалеко от святого источника находится первая могила классика литературы Николая Гоголя. Крест и надгробная плита с надписью: «Здесь был погребён Николай Васильевич Гоголь. Перезахоронен на Новодевичьем кладбище 31 мая 1931 года».

В сердце православной России

       Мы в волнении от предстоящей встречи с Троице-Сергиевой лаврой, обителью преподобного Сергия Радонежского. От Москвы до неё – 73 километра.

       Подъезжаем, разглядываем из окон окрестности, по куполам понимаем – на месте. Отец Михаил уточняет у служащих здание для ночлега. Легко и без суеты размещаемся. День на исходе. Бессонная ночь и впечатления от увиденного переполняют, но разве можем мы улечься спать, так и не поглядев (хоть одним глазком!) на святыни лавры. Отправляемся на её территорию.

       Лавра основана великим русским святым – преподобным Сергием Радонежским. Около 1337 года, в возрасте 20 с небольшим лет, он, тогда ещё под именем Варфоломей, оставил родительское имение и поселился на безлюдной, поросшей дремучим лесом горе Маковец под Радонежем, на которой сегодня красуется своим величием белостенная и златоглавая Сергиева лавра. В голоде, холоде и страшной нищете, но богатый смирением и надеждой на помощь Божию, преподобный Сергий превратил глушь с монашеский город, стал живым примером совершенного исполнения евангельских заповедей, образцом для подражания, правилом нравственности.

       Как поражает всё представшее перед нами! Вот высоченные кирпичные стены с бойницами и башнями. Сам царь Иван Грозный наблюдал за их возведением и освободил крестьян, работавших здесь, от всех государственных податей и повинностей. В период Смутного времени, в 1608-1610 годах, крепость выдержала 16-месячную осаду 30-тысячного польско-литовского войска.

       По воле Божией за час-другой до сна прикладываемся к мощам Сергия Радонежского в Троицком соборе. Надо ли говорить, что ночь была на удивление спокойной, а сон сладким и безмятежным.

      В 4.30 - подъём у желающих исповедаться и причаститься, помолиться на братском молебне. И в целом все уже на ногах, что понятно - прибыли не ради сна. Прохлада освежает, бодрит. До Божественной литургии в Успенском соборе заглядываем в иконную лавку, подаём записки о здравии и упокоении родных и близких. В этом соборе хранятся первоначальная деревянная рака (гроб) преподобного Сергия, честные мощи святителя Иннокентия. Молимся на литургии, внимая каждому слову мужского хора, голоса которого слушал бы и слушал…

       И как много интересного о Троице-Сергиевой лавре узнаём во время экскурсии, которую заблаговременно организовал отец Михаил. Обаятельная девушка-экскурсовод рассказывает о Духовской церкви, в колокола которой монахи звонят забравшись чуть по лестнице, дергают верёвки практически с земли.

       В грандиозном здании Трапезной церкви во имя преподобного Сергия зал площадью 510 квадратных метров перекрыт сводом без промежуточных опор. На полу- немецкая плитка, уложенная в 1903 году, на вид - как новенькая, а ведь по ней прошли миллионы людей. Трапезным храм называется потому, что после праздничных богослужений в этом зале совершались торжественные обеды. Сейчас они перенесены на цокольный этаж.

       Гонения на церковь сказались и в лавре: в 1919 году она была закрыта на долгих 25 лет. В Троицком храме, к примеру, был …антирелигиозный музей. После Великой Отечественной войны по велению Иосифа Сталина в лавре была восстановлена церковная жизнь. В наши дни братство лавры (а это монастырь мужской) насчитывает более 300 человек.

      Обо всём увиденном и услышанном в лавре можно рассказывать долго, например, об одной из самых высоких в России колокольне. Высотой в 88 метра с 72-тонным колоколом и ещё 30 колоколами она звонит только по большим православным праздникам.

       На территории лавры находится усыпальница Годуновых, где покоится царь Борис Годунов, его супруга царица Мария Григорьевна, дети – царевич Фёдор и царевна Ольга. Сама история рядом, дотронься рукой!

       …Одухотворённые, полные впечатлений от пребывания в сердце православной России - Троице-Сергиевой лавре - мы собираемся в обратный путь. Велико желание остаться здесь хотя бы ещё на денёк-другой. Но и эти два дня многое изменили в нас, в наших душах.

       Искренне благодарим отца Михаила за организацию данной поездки, за советы и наставления во время неё, за доброе и открытое для прихожан сердце.

 

Алевтина БАГИНА.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://xn-----6kcbchgra4adilfbc1amkf4chk4dzbyg.xn--p1ai/index.php?start=28#sigProIdd45ffe8c6f

          Сегодня вряд ли встретишь человека, который хотя бы раз в жизни не испытал молитвенного чувства  душевного подъёма и благодарности Богу за участие в  крестном ходе. На кикнурской земле  их немного: преподобному Матфею Яранскому, святому пророку Божию Илие, святой равноапостольной мироносице Марии Магдалине – все они нами любимы, дороги и святы.

           Вот и ныне, 4 августа, вопреки непогоде, в день памяти святой жены-мироносицы Марии Магдалины, по благословению  иерея Михаила Крюкова, на вновь освящённом Казанско-Богородицком приходе села Макарья,   после Божественной литургии, состоялся Макарьевский крестный ход  к месту  обретения  иконы  жен-мироносиц, водосвятный молебен у тщанием прихожан построенной часовни.

            Макарьевский крестный ход,  по местному летоисчислению,  старинный, он – почти ровесник пришедшего в эти глухие лесные земли Православия.  Рассказывают, что случилось  сие событие в конце ХVIII века – точная дата из-за давности лет местным населением забыта, но удивительная история до сих пор жива и передаётся из поколения в поколение.  В наши дни она обрела новую  окраску: с  конца 90-х годов прошлого века, 4 августа, в день памяти святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины, местным населением возобновился и ежегодно проходит  Макарьевский крестный ход к источнику и часовне, одиноко стоящей на  крутом безлюдном берегу речки Пижаньи.   Часовня  построена на пожертвования  благотворителей   у  Ипатьева Столба,  места  затворнической жизни и молитвенного подвига благочестивого крестьянина деревни Панчурги  Ипатия. Дивным, сказочным домиком прилепилась часовенка к могучим тополям, возвышающимся над молодой порослью берёзок и сосёнок, тесным хороводом  окруживших её.

        Кто же он такой, Ипатий,  и за что удостоился среди односельчан таких почестей? Предание гласит, что между марийской деревней Панчургой и селом Макарьем, в пойме лесной речки Пижаньи, когда-то бил из земли небольшой источник -  родничок, «ключик». К нему в жаркую страдную пору приходили люди  испить студёной водицы, отдохнуть в прохладе и чистоте, а зимой местные женщины на санках возили на «ключик» бельё полоскать – всех родник очищал и всем служить был готов.  Однажды у родника крестьянину деревни Панчурга Ипатию (предание сохранило только имя)  явилась икона святых жен-мироносиц. Обретённую святыню  Ипатий перенёс на возвышенное место, устроил на вкопанном в землю столбе,  построил рядом небольшую избушку-келию и поселился в ней. Долгие годы  провёл Ипатий в уединении, ведя тихую затворническую  жизнь. Ничто не нарушало его молитвенного делания, лишь шорох  луговых трав и цветов, пение лесных птиц да  шум ветра, журчание чистых родниковых вод и  редкий гость беспокоили Ипатия.  Пост  и  усердная молитва были его верными  союзниками на пути к Богу. 

        Но молва идёт впереди человека: к Ипатьевому Столбу – так прозвали люди это место –  стало приходить много народа из соседних сёл и деревень. Все они брали воду из святого  источника, окропляли ею поля и жилища, применяли при различных болезнях.  Стали ежегодно совершаться местные крестные ходы, было это  в третью неделю по Пасхе, в день памяти святых жен-мироносиц, шли  с иконами и хоругвями, особенно при засухах или продолжительных дождях, при эпидемиях и массовом заболевании домашнего скота.  Часто на источник приезжали священники из близлежащих соседних приходов,  Благовещенского, Кокшагского, Краинского, Петровского (Чернушка), служили молебны, крестным ходом обходили Панчургу и  крестьянские посевы. И за всех усердно молился Ипатий, за всех ставил свечку святым женам-мироносицам, Божией Матери и Отцу нашему Небесному как при жизни, так и по кончине своей…

       Было время, когда крестьяне Панчурги неоднократно просили разрешения на постройку церкви у  родника, но всегда получали отказ от жителей починка Старая Пижанья, коим данная земля принадлежала (починок был образован русскими переселенцами из Вятской губернии Орловского уезда в 1829 г.).  А в 1852-м, «отделённые от села Ошминского (Кикнура), прихожане составили приговор об открытии нового прихода с центром в Макарье  (Пижанье); то были починки Макарьевский, Леушинский, Безденежный, Верхоустинский, Грековский, Пижаньский, Старый Щербаж, Ардамашка, Вятский, Сосновский, Кармановский (Новый Щербаж), Зверевский, Ключевский, деревня Памшурга и другие. В 1854 году прихожане нового Макарьевского прихода построили деревянную церковь, частию на казённые средства, частию на пожертвования от прихожан; храм построили однопрестольный во имя Пресвятой Богородицы Казанской». С того времени  спор между жителями  Старой Пижаньи и Панчурги  прекратился, и крестный ход к источнику стал общим, родным для всех.

        Шли годы. Со временем обветшалый столб сгнил, икону мироносиц    прикрепили к стволу рядом растущего тополя, да и домик Ипатия рассыпался в прах. Но люди отовсюду продолжали идти к святому роднику и месту пребывания чудотворной иконы за утешением,  многие по своей вере и  молитвам получали просимое.

         В период гонений на Православную Церковь икона жен-мироносиц бесследно исчезла, но паломничество к Ипатьевому Столбу не прекратилось: на стволе тополя засияла икона Владычины нашей Богородицы, именуемая Казанскою –  святое место продолжало дышать  молитвой, надеждой на помощь и спасение. Особенно остро это ощущалось во время закрытия, а потом, в 1950-х годах,  поругания и разрушения Казанско-Богородицкой каменной трёхпрестольной красавицы-церкви, построенной на месте первой,  деревянной,  в 1870-77 годы.    Ипатьев Столб стал единственным местом в округе для моления верующих:  годы безбожия и атеистических идей не смогли погасить  в памяти людской тихий огонёк свечи местного молитвенника и ходатая Божия Ипатия.

         В 1980-х  гг, во время проведения мелиоративных работ, источник был засыпан землёй, но вскоре вновь пробился на Божий свет, и уже в нескольких местах. А там, где стоял домик  отшельника, люди стали замечать необычное явление: горящую свечу, но, когда подходили ближе, свеча исчезала. По сей день, утверждают местные, это явление наблюдается.

         Молитва отшельника, по-видимому,  была пламенной, всегда доходила до Бога, об этом сохранилось немало свидетельств. Зафиксирован следующий.   Двое 12-летних подростков из Панчурги, Михаил и Николай, забрались на заброшенную ветхую деревянную геодезическую вышку, стоявшую неподалёку от Ипатьевого Столба. Ребята знали, что находиться на ней было крайне опасно, но детской игре неведом  запрет. Вдруг дети увидели в воздухе человека в белых одеждах, несколько раз подлетал он к вышке.  Испугавшись, шалуны быстро спустились на землю и в страхе убежали домой, рассказав об увиденном родителям. А на следующий день вышка рухнула. По-видимому, ангел-хранитель таким образом предупредил детей об опасности.

         Много и других историй связано с этим местом. Поучительна следующая. «Двое охотников,  когда возвращались домой, проходили мимо тополя с иконой. Забавы ради один из них выстрелил из ружья в святой образ. Вскоре оба они закончили  земную жизнь, удавившись. Умерли и все их родственники. Как видим, Бог поруган не бывает». На стволе одного из трёх тополей, стражами возвышающимися над часовней,  по сей день   явственно виден след отросшей коры на месте некогда  находившийся иконы.

        Тихо и покойно было  у  Ипатьевого Столба,  когда  мы, крестоходцы села Макарья, поселка Кикнур, деревни Панчурга и гости,  крестным ходом подошли к  часовне.  Соборно помолились  Богу, отслужили водосвятный молебен, испили студёной ключевой водицы, затеплили свои восковые свечки за всех страждущих, за всех нуждающихся в помощи, как некогда это делал благочестивый отшельник Ипатий.   

         Господи, спаси, сохрани и помилуй  нас всех!

 

Шамакова Валентина, Благовещенский приход пгт. Кикнур.

 

В написании статьи использованы архивные данные краеведов иерея Владимира Васильевых, Свинцовой Людмилы Михайловны, рассказы местных жителей.